Кто написал "Лунную сонату"? | материал портала "Сноб"
14.11.2016

Кто написал "Лунную сонату"? | материал портала "Сноб"

10 ноября в Театре Эстрады стартует просветительское шоу Дмитрия Маликова «Перевернуть игру», предназначенное как для детей, так и для их родителей.

Наверное, это самое трудное. Жизнь уже давно движется по другому сценарию, а ты все продолжаешь числиться в категории сладкоголосых, длинноволосых красавцев конца 80-х годов, финалистов какой-нибудь давно спетой «Песни-1990». Что-то подобное произошло с популярным певцом Дмитрием Маликовым. Имидж вечно юного Дориана Грея российской эстрады прилип к нему так прочно, что любые, даже самые настойчивые попытки выйти за привычные рамки неизменно встречаются недоуменными вопросами: «А зачем это надо?» Конечно, на этот счет могут быть самые разные предположения. И новое жизненное амплуа, диктуемое возрастом, и скопившаяся усталость за тридцать лет, проведенных под софитами шоу-бизнеса, и его основательное консерваторское образование… Наш разговор в ресторане «Стрелка» вряд ли бы состоялся, если бы уже больше месяца по всем сетям не крутился ярко-красный баннер, где Маликов с пышной укладкой и в бархатном смокинге держит на вытянутой руке за ноги некое юное существо женского пола. Называется это «Перевернуть игру». Премьера назначена на 10 ноября в Театре Эстрады. Концерт — не концерт, шоу — не шоу.

Определить жанр нового действа не берется даже сам Маликов. Хотя идея звучит довольно завлекательно: представить и разыграть некий театрализованный дайджест по истории классической музыки. Причем сделать это в виде разговора-спора между классическим музыкантом (в этой роли выступает сам Маликов) и неким юным диджеем — девятнадцатилетней Викторией Беляковой, которая никакой музыки, кроме той, что звучит у нее в наушниках, знать не желает. Но вкрадчивый и упорный Дима постарается приохотить ее к Моцарту, Бетховену и Баху. На помощь себе он призовет тени великих композиторов в исполнении актеров московских театров, которые, потрясая париками и партитурами, доходчиво расскажут о нелегкой судьбе своих героев. А заодно прозвучит попурри из их самых известных произведений. Все это рассчитано на аудиторию 12+ и займет около двух часов.

Лично меня шоу «Перевернуть игру» заинтересовало как попытка начать все сначала, с чистого листа. Впрочем, справедливости ради, стоит сказать, что попытки эти Маликов предпринимал и раньше: и когда после всех своих эстрадных успехов поступил в Московскую консерваторию и через пять лет закончил ее с красным дипломом, и когда подготовил свою концертную программу «Pianomaniя», где исполнял на рояле свои композиции, не поддавшись на многочисленные уговоры и искушение снова запеть в микрофон, и вот теперь, когда затеял этот сложный, хлопотный и не слишком коммерческий на вид проект.

Саму идею Маликову подсказала его мудрая жена Лена. «Ты вот все мучаешься со своей "Pianomanieй", — сказала она, — а сделай так, чтобы на твои концерты стали приходить мамы с детьми. Все родители хотят привести ребенка туда, откуда он сможет вынести что-то полезное для себя». Так родился его первый проект под названием «Уроки музыки». Вместе с ним Маликов объездил 115 городов России, на его концертах побывали 50 тысяч детей. Когда проект завершился, Дима подумал о продолжении. Возникли даже мысли о собственной школе искусств. Но потом от этой идеи пришлось отказаться: слишком все административно громоздко, а главное — любая школа привязана к одному городу. Маликову больше по душе гастрольная идея. Каждый день — новый город, новая публика, новый зал. Он к такому графику привык. В результате новая программа «Перевернуть игру» уже успела объездить весь Центральный Федеральный округ. И всюду полные залы. Кого-то привлекает имя Маликова, а кому-то действительно хочется узнать что-то новое про классическую музыку. В том, что это действительно необходимо, Дима убедился совсем недавно. В Белгороде к нему подошла очередная поклонница, чтобы выразить свой восторг, и в этот момент у нее в кармане зазвонил телефон. Рингтон показался Маликову неожиданным. Это было начало «Лунной сонаты». «О, как интересно, — обрадовался Дима. — Вы любите классическую музыку?» — «Да, очень люблю. Без нее просто жить не могу». И в подтверждение своих слов девушка протянула мобильный, на экране которого Маликов увидел большой список скачанных классических треков. Название первого же трека вогнало его в ступор. Там черным по белому было написано: «Моцарт. "Лунная соната"».

— Уровень музыкальной культуры в нашей стране достиг почти что дна. Но вместо того чтобы бесконечно ужасаться, мне представляется гораздо более правильным заняться просветительством. Без лекционного занудства, используя новые технологии, а главное, современный, понятный всем язык. Чтобы это могло увлечь и детей, и родителей. Например, мы много спорили о названии. Я сейчас довольно активно участвую в жизни социальных сетей. Регулярно пишу в твиттере. У меня там даже есть свои поклонники, которые совсем не знают моих песен. Год назад неожиданным успехом пользовался вопрос, который я выдал в минуту осеннего депресняка: «Как дела вообще? Тяжеловато или ничего?» Вдруг это «тяжеловато» покатилось по сетям со страшной силой, став чем-то вроде мема. Я даже не очень понял, радоваться этому или нет? Но стало ясно, что я попал в альтернативную среду, где я пользуюсь репутацией «любимого певца мамы», но считаюсь тоже прикольным. Время от времени мне даже поступают предложения: «Ну, Димон, когда ты уже споешь с кем-нибудь из нормальных рэперов, пора уже перевернуть игру». «Перевернуть игру», — это их язык, мем, давший название нашей программе. А вот Владимир Матецкий, прекрасный композитор и большой умелец по части точных формулировок, предложил свою версию — «Селфи с Моцартом». Но мне такое название показалось слишком попсовым. Все-таки мы хотим дать зрителям возможность не только «зафиксироваться» на фоне Моцарта, но и узнать его музыку, чтобы потом никогда не путать его с Бетховеном.

Хотим мы того или нет, но классическая музыка живет по законам брендов. Ничего с этим не поделаешь. Могут быть замечательные кроссовки — легкие, дешевые, стильные, но мы приходим в магазин и все равно покупаем Nike. Почему? Магия имени, рефлекс восприятия. Создать бренд — это самое сложное и дорогостоящее предприятие. Даже признанные звезды классической музыки не брезгуют использовать приемы шоу-бизнеса. Сегодня два таланта определяют успех у широкой публики: ты должен быть отменным профессионалом и одновременно хорошим коммуникатором. В противном случае про твой профессионализм просто никто не узнает. Только очень немногие по-настоящему выдающиеся музыканты могут себе позволить игнорировать эти правила. Среди них, например, великий пианист Евгений Кисин, которым я искренне восхищаюсь. Но и он, к слову сказать, успел «забрендировать» себя, когда был юным вундеркиндом. И имидж этот за ним сохраняется даже сегодня, спустя столько лет. Наша задача — показать, что за каждым из имен-брендов скрывается невероятная личность и по-настоящему великая музыка, способная сделать нашу жизнь полнее и счастливее. Просто ее надо уметь слушать, ее необходимо знать. И хотя бы однажды попытаться «перевернуть игру».

Сергей Николаевич, Сноб

Возврат к списку