Дмитрий Маликов: "Я понимаю, что молодежь приходит ко мне в "Твиттер" за стебом" / Интервью журналу HELLO
15.01.2018
Дмитрий Маликов: "Я понимаю, что молодежь приходит ко мне в "Твиттер" за стебом" / Интервью журналу HELLO
В уходящем году он стал одним из знаковых героев соцсетей. HELLO! выяснил у певца, пианиста и композитора Дмитрия Маликова, как он относится к своей внезапно вспыхнувшей интернет-популярности.
В начале 1990-х он собирал стадионы. Сейчас - сотни тысяч лайков в "Твиттере" и миллионы просмотров в YouTube. В уходящем 2017 году Дмитрий Маликов дерзко "хайпанул", выпустив клипы "Император Твиттера" и "Спроси у своей мамы" с рэпером Хованским.
В лексиконе певца и пианиста немало и других актуальных слов: "антихайп", "баттл", "версус", "панч", которыми он смело оперирует в разговоре. Он и сам был бы не прочь поучаствовать в баттле (битве) рэперов, но - увы! - категорически не способен материться на публике. "А разве можно выходить на бой безоружным?" - задает Дмитрий риторический вопрос. Дело в том, что, став модным интернет-персонажем, Дмитрий так и не смог избавиться от старомодных манер: он по-прежнему вежлив, не пьет, не курит, любит классику и подает дамам манто.
Дмитрий, думаю, ваши поклонницы 90-х годов уже вас с трудом понимают. Для них вы стали слишком молодежным. Вот, к примеру, строчка из вашей песни "Император Твиттера": "Мне не нужен БэЭмПэ, чтобы жечь на сто сорок" - это вы о чем?
Мне не нужен БиЭмПи! БиЭмПи - это темп. Очень популярный темп у рэперов, 140 ударов в минуту. И также 140 - это количество знаков в "Твиттере". Вся фраза целиком значит: "Мне не нужен темп 140, чтобы жечь на 140 знаков".
Расскажите, как становятся "императорами "Твиттера"?
Ну, начнем с того, что "император "Твиттера" - это все-таки шуточное определение. Все титулы не безусловны в этом мире. А почему мой "Твиттер" стал так популярен? Просто мне удалось, как мне кажется, уловить интонацию конкретно этой соцсети. В "Твиттере" нужно, чтобы все было коротко, по делу, иногда дерзко, но обязательно искренне. Мне эта интонация очень близка, поэтому все сложилось.
Дает ли вам ваша интернет-популярность что-то в реальной жизни? Как артисту?
Это хороший вопрос. Вопрос, на который у меня пока нет однозначного ответа. Как медийная персона я от этой интернет-популярности, безусловно, выиграл: обратил на себя внимание рекламодателей, получил несколько серьезных контрактов. Но как музыкант я пока явной отдачи не чувствую. Весь уходящий год мы с командой молодых актеров показывали спектакль "Перевернуть игру" о композиторах-классиках, который был создан режиссером Ольгой Субботиной специально, чтобы познакомить молодежь с историей музыки. Народу на спектаклях всегда много, но вот молодежи из Интернета я на них что-то не вижу. Они если и приходят, то с родителями или по указке преподавателей.
А как вы собираетесь привлекать молодежь? Может быть, устроить какой-нибудь баттл пианистов?
Ну, баттл пианистов сделать можно, конечно. Но это же их не тронет, понимаете? Их трогает баттл, в котором есть мат, в котором соперники друг друга унижают. Все остальное для них - суррогат.
Но есть же и в музыкальном языке матерное ругательство "до-ре-ми-до-ре-до". Может, внедрять его в музыкальные произведения?
Можно попробовать, конечно, но боюсь, не все поймут такие тонкости. Да и недостаточно этого будет. Чтобы привлечь молодежь, нужно создать годный для них контент. Хороший пример - наш трек с Хованским "Спроси у своей мамы". Хованский такой немножко хулиган, я - немножко ретро. На контрасте это сработало. Конечно, один я этот молодежный контент создать вряд ли смогу. Нужна коллаборация с молодыми артистами, рэперами, которые чувствуют, что нужно их аудитории, уже в силу своего возраста.
Помните такого замечательного певца Эдуарда Хиля? Он был звездой в советские времена, потом о нем прочно забыли, и вдруг под конец жизни он превратился в мистера Трололо. Вас не пугает, что вы в своем роде тоже стали мистером Трололо?
Хиль, царствие ему небесное, всю свою внезапную популярность воспринял всерьез. По крайней мере, выглядело это именно так. Он думал, что молодые слушатели вдруг оценили его как певца, полюбили эту песню. А это был, к сожалению, только стеб. К счастью для себя, я все прекрасно осознаю. Я понимаю, что молодежь приходит ко мне в "Твиттер" за стебом. Они ждут от меня каких-то шуточек, приколов, чтобы я отчебучил что-нибудь эдакое. Я не обижаюсь на них совершенно. Я наблюдаю за ними. И делаю для себя выводы, как они меняются. То есть "Твиттер" для меня имеет еще и философский смысл.
А как они меняются?
Они все существуют в технологичной среде. Я недавно был в одном из небольших городов и зашел в кафе просто попить кофе. Там был детский день рождения, и на меня накинулись дети. Они меня узнали: "Ой, дядя, здравствуй, а ты есть в "Инстаграме"? Ой, а сколько у тебя лайков? А у меня всего пять лайков. А мне нужно много лайков..." Сплошные лайки, фотки... К чему это все приведет, кем они вырастут? Я думаю, что все-таки наши дети должны получать широкие знания. Иначе они вырастут такими полу-роботами.
Вы смотрели версус, то есть битву рэперов, которую даже на телеканале "Культура" обсуждали...
Оксимирона и Славы КПСС? Смотрел, конечно.
И за кого вы болели?
Ну, вы знаете, столкнулись две разные парадигмы. Слава - это абсолютный самородок. А Оксимирон - человек, который окончил университет в Англии, интеллектуал. Они разные, но в России всегда побеждает простота и народность.
Когда их баттл обсуждали, то сравнивали его с состязаниями поэтов Серебряного века, поэтов-шестидесятников, выступавших в Политехе. Но достаточно послушать эти тексты, как сейчас говорят - с матами и без, чтобы понять: какие уж там Маяковский с Есениным...
Да, к сожалению, падение нравов налицо. Уровень сегодняшней культуры нижайший, с этим я согласен. Но я бы не стал осуждать молодежь - ей ведь нужно как-то самовыражаться. Во всем мире идет этот процесс - огрубление языка, огрубление сердец.Что мы можем с этим сделать?
Но вы, например, можете пропагандировать классическую музыку. Вы же занимаетесь просветительской деятельностью. Хайп вам в этом помогает?
В общем, да. Это активная жизненная позиция. В декабре у меня запланировано несколько поездок по нашим городам с тем, чтобы вручить музыкальным школам сертификаты на бесплатное получение фортепиано отечественного производства. Нужно переоснастить парк инструментов. Производство российских фортепиано в Калуге, в Туле, в Санкт-Петербурге постепенно возрождается, что радует. Я сотрудничаю с разными брендами фортепиано, в том числе электронных. Для начального образования дома, когда нет финансовой возможности приобрести настоящее фортепиано, электронный инструмент - спасение. Но в музыкальных школах, конечно, должны быть настоящие рояли или хотя бы пианино. А что касается концертов, в следующем году у меня будет 30 лет творческой деятельности. Планирую проехать по нашим городам с концертами. Во втором отделении - хиты, а в первом - буду с оркестром играть свою музыку. В каждом регионе есть симпатичный симфонический оркестр. Можно заранее выслать ноты. Получится такой вполне себе красивый концерт.
Текст Елена Карпенко/HELLO!
Фото HELLO!/Николай Зверков