Клавишная дисциплина | журнал BILLBOARD
16.10.2013

Клавишная дисциплина | журнал BILLBOARD

aeroflot_01.jpgНа пороге 25-летия творческой деятельности мы попросили Дмитрия Маликова, сделавшего карьеру на эстраде, но не предавшего идеалы консерваторского образования, поделиться с нашими читателями своим опытом.

О ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

За годы, которые я провел на сцене, все изменилось. 25 лет назад музыкального радио и телевидения вообще не было. Мы с моим другом Володей Пресняковым начинали в ту пору, когда деньги не значили ничего. Была свобода, рок-н-ролл... Я человек из поп-музыки, но определенная свобода тогда была и у нас. Музыка распространялась за счет продажи кассет. Мои песни услышали благодаря тому, что на альбом группы Мираж нужна была дописка, и записали три моих песни. Публике ничего специально не навяжешь — либо нравится, либо нет. Была ниша для молодежной музыки, и все получилось естественным образом. Сейчас, к сожалению, ситуация в корне поменялась. Это основная проблема — колоссальный избыток всего. Кроме того, современному поп-исполнителю никуда не уйти от эпатажа. Тогда я был романтичный, такой принц на белом коне. Сегодня этим никого не зацепить. Впрочем, хорошая песня всегда найдет себе дорогу.

О ПОЛЬЗЕ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Я много общаюсь с руководителями на разных уровнях и вижу, что если человек был военным, это очень дисциплинирует. Эти люди быстрее соображают, есть набор качеств, которые воспитывает военное образование. То же самое и в моем случае. Я привык каждый день садиться к инструменту, привык не опаздывать. Есть общие дисциплинарные вещи, сказывающиеся на музыке. Да и отношение к музыке у меня трепетное... Кроме того, есть набор практических навыков, которые сильно облегчили мне жизнь и которыми я не советую пренебрегать. Знание нот, гармоний, быстрая ориентация в музыкальном пространстве.

О ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Первые песни я отдавал другим артистам, а потом для некоторых не нашлось исполнителей, и решил сам попробовать. У меня не выдающиеся вокальные данные, но авторское исполнение это допускает. Вот что важно: сегодня нельзя поп-музыку усложнять, люди просто не готовы это воспринимать — формат очень узкий. Если песни не берут на радио, то нет больше возможности донести их до широкой массы слушателей. Нынче песни должны быть очень простыми и понятными, а исполнитель — интересен людям. Тот же Стас Михайлов — его многие ругают, но он аутентично доставляет музыку до своего слушателя. Девочки, которые слушали в молодости Диму Маликова, сейчас слушают Стаса Михайлова.

О СЕКРЕТАХ ДОЛГОЛЕТИЯ

Есть два очень близких понятия: поп-музыка и эстрада. Термин «попса» не люблю — звучит с отрицательной интонацией, как что-то дешевое. Для меня эстрада — это нечто более взрослое, музыка для среднего возраста. Она предполагает значительную театрализацию — большие подмостки, сцены, стадионы. Кстати, я всегда думал о том, как визуализировать свою музыку. С самых первых выступлений какими-то кустарными методами создавались костюмы — тогда еще по наитию, ведь никаких стилистов не было. Сейчас это мое стремление логичным образом выросло в проект Pianomaniя.

Поп-музыка, в свою очередь, это нечто совсем молодежное, ближе к клубам, дискотекам. Кроме того, есть еще один важный критерий: поп-проекты имеют определенный срок годности, недолгий. А эстрадные исполнители рассчитаны на всех: есть поклонники старшего возраста, но и молодежь с годами начинает ценить более взрослые аранжировки. Это куда более долговечная музыка, для всех возрастов.

О ПРОВОКАЦИЯХ

Сегодня, как я уже говорил, сбывается пророчество Энди Уорхолла: каждый может получить свои 15 минут славы, если сумеет эпатировать публику. Я же консервативен (все-таки консерваторию окончил) и не готов идти на многие вещи. Я не провокатор, не радикальный человек. Стараюсь брать своими светлыми сторонами, хорошими качествами, а это гораздо сложнее, потому что провокация всегда ярче, но я на это не способен.

О ТЯГЕ К ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

Песни — моя основная визитная карточка. Но с годами в рамках чисто песенного творчества мне становится все теснее и теснее, за 25 лет много чего написано, уже просто физически трудно писать. Кроме того, сегодня, как я говорил, приходится сильно себя ограничивать. Инструментальная музыка привлекла меня не сразу, но постепенно стали приходили в голову какие-то аранжировки, мелодии, слишком сложные для песен, плюс тяга к роялю, к оркестру — она все время была. У меня есть мелодическая способность к написанию такой музыки, которая не всегда может стать песней, но хочется, чтобы ее тоже услышали. И потом в инструментальной музыке все гораздо проще, никто никаких рамок не ставит, но слушателей гораздо меньше. Так тут и задача другая: сделать так, чтоб эта мелодия была оригинальной, чтобы это звучало аутентично и через годы. Песни имеют срок годности, они устаревают, а вот инструментальные вещи — нет, они ведь изначально более консервативны, а значит, и более долговечны.

записал Аркадий Свенссон | BILLBOARD, ноябрь 2012


Возврат к списку